Путеводитель по работе форума   ЗДЕСЬ   :connie_43:

 

Дорогие друзья!
Мы рады сообщить Вам, что для Вашего удобства мы стали еще ближе к Вам!
Прямая связь с организаторами и анонсы самых популярных закупок  в нашем
сообществе Viber

Узнавай из первых уст! Приглашайте знакомых и родных!

 

Не помните логин или пароль? Необходимо внести изменения в профиль? Требуется помощь в восстановлении доступа к аккаунту Клуба Шопоголиков? Напишите нам samarskie-roditeli@yandex.ru и мы вам обязательно поможем или воспользуйтесь кнопкой "Обратной связи!

 

Пожалуйста, не пишите в ЛС!

 

 

Helga

Мифы, легенды и история нашего края

Египетские пирамиды, тунгусский метеорит, бермудский треугольник... На свете есть много чудес и загадок. И вовсе не обязательно за ними отправляться на край света, ведь по части чудес наш край даст фору тому же Египту. Эти утверждения не голословны. Взять те же Жигули. Откуда они вдруг появились на равнине, и почему Волга делает поворот, своеобразную петлю, на которой и расположена Самара???

Исстари с Жигулями связано множество легенд самого разного рода. Сам вид нависающих над водой лесистых круч весьма способствует вере в древние и современные предания о разбойничьих логовах и заговоренных кладах, форпостах дочеловеческих цивилизаций и засекреченных бастионах Третьей мировой войны...

До сих пор не перевелись энтузиасты, которые лелеют себя надеждой отыскать клад Степана Разина. Другие, не менее энергичные исследователи отыскали в полутора часах езды от Самары так называемый “Камень Авсеня”, на котором наши предки язычники приносили жертвы этому полубогу, ответственному за плодородие.

В Жигулях постоянно наблюдаются аномальные явления, некоторые уверены, что Жигули - прямо-таки база пришельцев. Или - перевалочный пункт на их пути в иные измерения, параллельные пространства, а в периодически распахивающиеся "порталы" видны "потусторонние" сказочные города. Что в сердце гигантской излучины полноводной реки что-то непонятное творится со Временем...
А еще говорят, что именно здесь и находится вход в легендарную страну Шамбалу (по представлениям индийцев, сказочная страна счастья). В связи с этим уместно будет вспомнить миф о Гроте Исчезающих. Если проникнуть в него, то через некие Врата можно покинуть этот Мир и попасть в волшебную Шамбалу.
Подобных историй немало, но именно эта интересна тем, что во-первых, она широко известна среди тех, кто интересуется легендами о волжских подземельях, а во-вторых, место расположения грота довольно точно указано и легко доступно. И что интересно, человек, который захочет найти это грот, найдет его, так как он вполне реально существует. Взбудораженное воображение искателя уже рисует радужные картины о контакте с иными мирами, но в это самый момент его настигает сильнейший эмоциональный удар. Ведь территория вокруг грота да и он сам настолько загажены, что вся романтика сразу куда-то испаряется. После подобного эмоционального шока большинство “искателей” навсегда теряют интерес к подобным “сказкам”. А может кто-то просто не хочет, чтобы люди совали свой нос куда не надо?

Даже известная нам история Жигулей загадочна. В самом деле: огромный кусок дикой, первозданной природы, буквально зажатый между полуторамиллионой Самарой - столицей аэрокосмической и нефтехимической промышленности, полумиллионным Тольятти - городом АвтоВАЗа и одной из крупнейших в мире ГЭС! Окрестности заселены давно и плотно, не раз прокатывались по при- и заволжским равнинам лавины завоевателей. Казалось бы, горный кряж, господствующий над местностью, просто обязан был стать если не городом, то уж крепостью-то, форпостом - обязательно. В действительности же крупных поселений в Жигулях НИКОГДА не было. Не потому ли, что с незапамятных времен горы облюбовали представители древней, дочеловеческой цивилизации, оградившие свое последнее убежище от новых хозяев планеты?

Ну что, появилось ощущение неизведанного, необъяснимого? :)

Далее я расскажу несколько легенд, которые дали названия некоторым Жигулевским достопримечательностям.
1 пользователю понравилось это


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Когда-то Жигули не имели собственного названия и до пятнадцатого века просто именовались Понизовьем, то есть территорией ниже Руси. При Иване Грозном горы стали именоваться Девьими, и лишь со времён Екатерины Второй – Жигулёвскими от тюркского слова «джегули» - запряженный, гужевой. Это название объясняется географически удобным расположением для места сбора и обитания бурлаков, беглых людей

[i]Знать в старинный тот век жизнь не радость была.
Что бежал человек из родного села.
Покидал отчий дом, расставался с женой
И за Волгой искал только воли одной[/i]

Поводом назвать средневолжские горы Девьими послужила историческая действительность. В далеком прошлом по Поволжью, от Каспийского моря до Самарской Луки, кочевали племена женоуправляемых савроматов У савроматских народов женщины обладали отвагой, владели оружием и были такими же воинами, как и мужчины. В наше время бытуют легенды о девах-богатырках, к которым меряться силой приходили "добры молодцы". В 1459 году итальянский исследователь Фра-Мауро изобразил и подписал карту этих мест не иначе, как «Амазония ».

И вот рождаются сказы… Было ли? Не было? А в легендах живут богатыри русские, девицы красные, хозяйка горы, лешие, кикиморы… то ли путают все, то ли объясняют, откуда начало…

Когда-то, давным-давно, люди были дикими и всего боялись. Они искали защиты в том, что их окружало. В природе хотели видеть заступницу и стали поклоняться ей. Так появились Хозяйки определённых мест (вспомните Уральскую Хозяйку Медной годы). Вплоть до времени Степана Разина в Жигулях властвовала умами людей Хозяйка-богатырша, воительница
Бывал возле Жигулей Александр Сергеевич Пушкин, собирая материал о Емельяне Пугачёве для своей повести «Капитанская дочка». Не тогда ли была им написана сказка о царе Салтане? Ведь в этой сказке Царевна-Лебедь повелевала своим тридцати трём братьям-богатырям нести дозор, охраняя покой князя Гвидона, остров Буян, на котором не мало чудес. Ведь точно так же охраняет и Хозяйка Жигулей свою территорию :girl_haha:
Ну а потом древняя владычица соединяется с легендами о Персидской княжне, Царице Подводного царства, и даже, как это ни удивительно, о Маринке, «полюбовнице Гришки Отрепьева».

Маринка - это фольклорный образ польской красавицы Марины Мнишек, которая поочерёдно была женой обоих Лжедмитриев. Существует легенда о том, что Маринка бежала из-под стражи и укрылась на утёсе Степана Разина, в потайном подземелье, где она спит в чёрном гробу, скованном железными обручами, и сторожит бочки с золотом, серебром и драгоценными каменьями - клад Стеньки Разина. Возможно, именно её, ревниво стерегущую золото, видят в жигулёвских пещерах?

А возможно, это другой персонаж мифа - Персидская княжна. Её образ ещё более загадочен и столь же далёк от возможного персонажа. Он конечно же занимает центральное место в сказаниях о Стеньке Разине, пленившем в 1668 году Персидскую Царевну Шабюн-биби - дочь Менеды-хана и принесшем ее в жертву Волге-матери.
Отданная волжским водам не просто погибает, но становится Царицей подводного царства. И отнюдь не стремится отомстить своему обидчику, а даже наоборот - продолжает служить ему. Она устремляется ему на выручку всякий раз, когда он попадает в беду. И тогда над Жигулями, над Волгой поднимается в жемчужном и золотом сиянии дивный Мирный град. Она стережёт его богатства, схороненные не только под землёй, но и на дне Волги.

Вот так княжна стала преемницей Хранительницы Каменных гор, а потом и всей Самарской Луки.
Когда были разгромлены отряды Разина, один из его сподвижников, Фёдор Шелудяк, спасаясь от царских стрельцов, решился броситься с утёса в Волгу. Неожиданно почва под ним разверзлась, поглотив его в прохладное подземелье самой Хозяйки гор. Но затосковал в её покоях лихой атаман. Без солнца, стыло тело его от каменного холода., от без привычного ему дела там он умер. Сильно переживала Хозяйка эту смерть, слёзы её текли ручьями на каменную чашу. Так образовался родник. И по сей поры, бежит ручей с того места, которое ныне называется Каменной Чашей. Уже в наше время стал носить он имя святого Николая Чудотворца, потому что многие исцеления происходят после омовения в родниковой воде.

[url="http://www.radikal.ru"][img]http://s56.radikal.ru/i151/0906/8d/4e30df3ca7f2.jpg[/img][/url]

А утёс с той поры называют Шелудяк.

[url="http://www.radikal.ru"][img]http://s48.radikal.ru/i121/0906/15/55e3383c4ff4.jpg[/img][/url]


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот еще одна легенда :)

Давно это было... В те времена на месте Жигулевских гор простиралась обширная равнина. Хорошо тут жилось людям. Но случилось так, что соседей, кочевавших за Волгой, обуяла зависть. Решили они совершить набег на Волгу, взять в полон мирных людей.
Подплыли они на челнах. И только хотели было высадиться, как услышали грозный окрик: - Что вам тут надо, вражьи люди? Уходите, пока не поздно!
Оглянулись в страхе пришельцы. И видят: на берегу стоят двое - добрый молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Осмелели враги. Что им два человека? У них-то целая рать. И стали они стрелять из луков в русского богатыря и его подругу. Пустили в них тучу стрел.
А потом пригляделись и ахнули. Увидели чудо: перед ними не люди, а два высоких утеса с отвесными скалами. Встали они на крутом берегу неприступной стеной.
В это время Волга будто глубоко вздохнула. Поднялась она мощной волной и стала опрокидывать вражьи челны. Много жадных и жестоких кочевников погибло тогда в волжских водах. А те, кто уцелел, поспешили на восток, откуда явились.
И стоят с тех пор на крутом берегу Волги два славных утеса. Один называют Молодецким курганом, а другой - Девьей горой.

[url="http://www.radikal.ru"][img]http://s42.radikal.ru/i097/0906/87/03e4e52b0bce.jpg[/img][/url]

Интересное дополнение к легенде решили сделать уже в наши дни городские власти Тольятти после того как в самый канун Нового 2005 года город посетил Дед Мороз из Великого Устюга. Глядя на то, как раскрутка одной идеи перевернула жизнь маленького вологодского городка (ну и направила туда денежные потоки) здесь задумались и стали выяснять, является ли «снегурочка» зарегистрированным брендом, имеет ли кто-нибудь на нее авторские права. Выяснилось, что пока никто претендовать на Снегурочку не может.
Есть костромская Снегурочка, потому как Берендей из тех краев, и деревня, в которой появилась Снегурочка, называлась Берендеевка. А здесь будет Жигулевская Снегурочка.
На вопрос же "Две Снегурочки- это не перебор?" следовал очень современный ответ :) "Учитывая, что Дед Мороз- мужик крепкий, по всей стране, по всему миру шастал, мы подумали, что у него может быть и не одна внучка"
Собирались найти место, желательно в лесу, возле Волги, - и построить там бревенчатый теремок, в котором будет жить Снегурочка. А "работать" Снегурочка будет круглый год, потому что по легенде она - демисезонная.
Вот и само дополнение к легенде: :)
Жили в лесу Жигулевском на берегу волжском в любви да согласии молодец по имени Микула и подруга его Дарьица. Все бы ладно, да Бог деток не давал. Вышла в новогоднюю ночь молодая чета на волжский берег, пала на колени и истово молилась о приплоде. Глядь, под сосной девочка стоит - пригожая, большеглазая, корона из снега пушистого, что с разлапистой ели упал. Шубка голубая, золотом расшитая, из застывшей волжской волны, вся звездами горит, с ночного неба упавшими.
Обрадовались Микула и Дарьица дочке, возблагодарили небо, Волгу, Жигули. Назвали девочку Снегурочкой.
Но страх и тревога их обуяли - что, если у снегурочки сердце ледяным будет. Но разверзлись тут небеса, гром средь зимней ночи грянул, молния сверкнула, и стрелой своей ударила девочку в самое сердце. Затеплилось сердечко. И росла она на радость и загляденье людям добрым. По весне не таяла, а летом в жигулевских лесах наряд свой меняла. То русскую рубашку из луговых цветов сплетет, то татарскую тюбетейку из спелых ягод мастерит, то калмыцкую рубашку из ярких листьев наденет. Много ведь разного народа на волжских берегах живет.
Вот такие вот креативные идеи появляются.
Не знаю - на какой стадии исполнение этой идеи сейчас...


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Много тайн хранят горные выработки и пещеры в окрестностях города.

Самые старые из рудников были созданы в начале XVII века, когда по указу Петра 1 были заложены первые шахты, в которых добывали и плавили серу. Царь Петр часто упоминал эти рудники в своих бумагах, а в 1722 году посетил их лично, проплывая по Волге в Персию, и даже спускался в забой, правда, остался недоволен квалификацией мастеров.
В это же время Петр 1 остановился у Царева Кургана и поставил на его вершине сделанный своими руками деревянный крест. Не погнушался царь-батюшка взять в руки мужицкий топор. Высота современного Поклонного креста более 15 метров.

[url="http://www.radikal.ru"][img]http://i021.radikal.ru/0906/ad/d43721cd3ae5.jpg[/img][/url]

А название кургана пошло от другого царя - Ивана Грозного. Как-то, находясь в Жигулевских горах, захотел он пересчитать свое войско. И тогда царь велел каждому своему воину бросить на одно и тоже место по горсти земли. Когда войско исполнило приказ, из горстей земли образовался курган-великан. И стали называть его Царевым курганом.

Всего в Самарской области зарегистрировано 83 естественных (протяженностью более 3 км) и 44 искусственных пещеры (протяженностью почти 70 км)
Одним из самых доступных естественных подземелий является пещера Братьев Греве, в ее среднем гроте пещеры была обнаружена стоянка эпохи бронзового века – бронзовые наконечники от стрел, ножи, остатки керамической посуды. С этой пещерой связана одна из самых знаменитых легенд в среде самарских спелеологов. Некоторые из них до сих пор считают, что пещера Братьев Греве заканчивается на Безымянке – это район города, находящийся далековато от пещеры. Происхождение этой легенды неизвестно, а пресловутый выход так и не найден спелеологами.

Самыми крупными считаются Сокские штольни. Их общая площадь – 210 000 кв. км, а протяженность коридоров – 45 км. Внутренняя схема штолен представляет собой своеобразную решетку из пересекающихся коридоров. Из-за такого расположения ходов в штольнях довольно легко заблудиться

Известны также Ширяевские штольни, где в конце XIX - начале XX века добывались известняк и доломиты. Они расположены рядом с селом Ширяево - именно в этом месте полтора века назад великий художник Илья Репин писал свой шедевр - картину «Бурлаки на Волге». В самом селе существует и работает его музей.

Здесь же рядом находится года Верблюд - любимое место тренировок самарских альпинистов. На её вершине скалистые уступы своей формой напоминают гигантскую голову верблюда и его горбы.

[url="http://www.radikal.ru"][img]http://s57.radikal.ru/i156/0906/8a/28d1622f0031.jpg[/img][/url]

Свой первый и единственный урок скалолазания я получала именно здесь ^_^ В штольнях горы Верблюд традиционно проходит посвящение молодых туристов, а в глубине штолен находится легендарная «могила Старого Ганса», которая представляет из себя кучу камней, из которой торчат сапоги

[url="http://www.radikal.ru"][img]http://s40.radikal.ru/i087/0906/3b/1b593ff7ca37.jpg[/img][/url]
[url="http://www.radikal.ru"][img]http://i062.radikal.ru/0906/95/33f1b6bd773d.jpg[/img][/url]

Если почитать книгу Павловича и Ратника "Легенды Волжских подземелий: краеведческое исследование", то по ее материалам можно делать продолжение сериала «X-files». Один из самых впечатляющих рассказов – о скульптурах во льду. Рассказ одного из туристов, попавшего под обвал в штольнях и оказавшегося в коридоре с ледяными блоками, сердцевину которых занимали странные существа с «головой, нависающая над телом, огромными фасеточными глазами навыкате, большой надлобной шишкой, маленькими, скрюченными и прижатыми к животу лапками или ручками», не давал им покоя. Повторить путь этого исследователя они не могли, поэтому решили попытать счастья на вершине Поповой горы и в ее ближайших окрестностях. Они исследовали карстовые провалы, чаще всего заполненные землей, куда весной уходила вода. По обнаруженному ледяному колодцу они спустились до Ледяного зала. В отдалении во льду виднелись скульптуры людей. Вот их описание:
«На пьедесталах возвышались фигуры, полностью закутанные в длинные балахоны, с лицами, спрятанными под остроконечными капюшонами. Другие фигуры были полностью обнажены, и нашему взору открывались мускулистые торсы молодых людей. Их глаза были закрыты, чуть заметная улыбка, нос резко выдавался вперед. Но самое интересное, что чуть выше того места, где заканчивался нос, у всех у них была некая припухлость, что-то вроде третьего глаза, затянутого тонкой кожей» Но изучить этот зал как следует не удалось, так как лед пришел в движение. «Не успели подняться в Пещеру сталактитов, как огромная глыба надежно запечатала устье колодца. Мы лишь прикоснулись к тайне и остановились у ее порога».


Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Мы в Instagram