Путеводитель по работе форума   ЗДЕСЬ   :connie_43:

 

Дорогие друзья!
Мы рады сообщить Вам, что для Вашего удобства мы стали еще ближе к Вам!
Прямая связь с организаторами и анонсы самых популярных закупок  в нашем
сообществе Viber

Узнавай из первых уст! Приглашайте знакомых и родных!

 

Не помните логин или пароль? Необходимо внести изменения в профиль? Требуется помощь в восстановлении доступа к аккаунту Клуба Шопоголиков? Напишите нам samarskie-roditeli@yandex.ru и мы вам обязательно поможем или воспользуйтесь кнопкой "Обратной связи!

 

Пожалуйста, не пишите в ЛС!

 

 

Ключики памяти

  • записей
    319
  • комментария
    6 203
  • просмотров
    54 040

Мифология таланта.

Амата

862 просмотра

Безумно, невероятно приятно слышать, что твой ребенок талантлив. Непременно чувствуешь, что ты тут "руку" приложил. Как минимум генами :D Однако, всегда хочется разобраться, почему один "талант" успешен, а второй по прошествии десятка лет бутылки собирает.

 

Рассказывать долго и приводить примеры не буду. Подскажу две книжки, которые рассматривают талант, не с точки зрения успеха, который зависит от личностных качеств, а с точки зрения влияния среды. Скажем так, от граждан социологов, с их любимыми экскурсами в историю и культуру. Очень-очень много интересных примеров и очень много описано экспериментов, которые наглядно показывают, что эффективно, а что нет :good3:

 

Дэниел Койл: Код таланта

 

и

 

Малкольм Гладуэлл: Гении и аутсайдеры

 

 

При этом, обе книги объединяет еще одно - все кто чего-то добился, работали не менее 10 000 часов над выработкой навыка, который привел их к успеху. И чем раньше начинали заниматься гении тем, что им впоследствии принесло успех, тем быстрее они нарабатывали эти 10000 часов, тем более молодого гения получил мир.

 

 

Краткие выдержки на заметку именно родителям:

- поощряя приложенные усилия, вы делаете своего ребенка более целеустремленным, усидчивым, способным преодолевать препятствия, чем если вы хвалите его личные качества. Очень подробно описан эксперимент, как всего шесть слов влияют на ребенка.

 

- при прочих равных, более успешны дети богатых родителей. И не столько из-за денег, а из-за того что у богатых и бедных разный подход к воспитанию детей. Мне сей факт был интересен, так как это наш с Машей извечный диалог ( "Ну, мои родители же ничего не делали, в итоге чего-то из меня получилось".) и извечный спор с мужем :) Так вот, "свободное плавание" детей безусловно формирует характер и позволяет добиваться многого, но только в виде исключения.

 

- как самая успешная система образования КИПП, напрочь хоронит миф о потенциальной успешности методик, которые поощряют свободу и "творческость" ребенка. (ах, эти извечные форумские дебаты о методиках а-ля монтессори ;) )

 

 

Ну и самый главный миф - что талант появляется вдруг и из ниоткуда. Нет и еще раз, Нет и нет! Талант, это труд. Всепоглощающий, которому ребенок способен отдаться полностью, без натаскивания, шантажа и угроз.

 

И главное, чем может помочь родитель - нащупать и поощрять интерес именно ребенка.

 

Мне вот лично, безумно жаль, что Арина видимо никогда не станет генетиком (у нас даже факультет МГУ прям через дорогу от дома :connie_twiddle: ), все ее слова не оставляют ни одного шанса, что ей интересно что-то помимо тенниса. На вреплики о том, что шанс стать первой ракеткой мира, это все равно что каждый день ходить в казино и ставить все на "зеро", она сказала предельно четко - "Если я не буду теннисисткой, я буду тренером по теннису."

Хотя не все у нее сейчас идет гладко. Как-нибудь расскажу, как преодолеваются трудности :)

 

 

ЗЫ: сериалы мои похоронены напрочь :014: . Конечно, у меня появилась альтернатива в битве за телевизор, теперь у меня есть выбор, смотреть футбол или теннис. Так что девушки-товарки по сериальному маньячеству, хотите Ролан Гаррос обсудим? :D




33 комментария




а, еще, "Код таланта" в сети не нашла. Вернее не нашла на русском языке. А вот "Гении и аутсайдеры" в сети есть, можно скачать.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Мне очень нравится афоризм -  Fit fabricando faber - мастер создается трудом. 

 

И очень люблю вот это фрагмент из "Визита к Минотавру" - Марина, извини, забыла, как загнать под спойлер.

 

 

-- За что? -- задумался Иконников. -- Трудно сказать. Зависть? Нет, наверное -- я ведь был способнее его. Не знаю, короче говоря. А скорее всего потому, что в нем было все то, чего мне не хватало, чтобы гением скрипки стал не он, а я. Вам это непонятно?

-- Честно говоря, не очень.
-- Как говорил наш добрый старик педагог, о-бя-сня-й-ю. Это было лет сорок назад, мы еще совсем молодые были. Дебют в Москве -- шутка ли! Я был тогда немного не в форме, а Лев играл труднейший концерт Пуньяни и сыграл его с блеском. Приняли его великолепно. Возвращаюсь ночью в гостиницу, веселый, с гулянья и слышу, из номера Льва раздается мелодия каденции,
вторая часть, и снова, и снова -- раз за разом, раз за разом. Я прислушался и понял, что он один заметил ошибку при исполнении -- брал слишком низкие ноты, и сейчас после триумфа один, в гостиничном номере, наверное и не поужинав, отрабатывает этот кусок. Которого и не заметил-то никто! Раз за разом, раз за разом, снова, снова, снова... Тогда, в коридоре, эта жалкая, не замеченная никем ошибка в каденции Пуньяни прозвучала для меня колоколом судьбы. Но я не услышал его -- очень был силен шум оваций. А он все набирал полет, тихенький, застенчивый, добрый, а я все был уверен -- ерунда, я ведь
много способнее его, это же всем известно. Пока однажды не понял, что он от меня оторвался навсегда -- мне его уже было не догнать. Он ведь мог после овации один в пустом гостиничном номере раз за разом, снова и снова играть кусок из всеми забытого Пуньяни... Вот он и определил мою судьбу...
-- Не вытекает из вашего рассказа, -- сказал я.
-- Почему же не вытекает? -- раздраженно заметил он. -- Это ведь сыщиком можно быть вторым, четвертым или восемнадцатым -- все пригодятся. А скрипач, если он только не перед киносеансом в фойе играет, может быть только первым. Быть вторым уже нет смысла. Неинтересно, да и некрасиво...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да, Наташа, именно про это.

Главная мифология таланта, что он берется "вдруг", "из неоткуда". Типа "дар Божий". А это не правда.

 

У нас на факультете был парень, которого все считали очень талантливым, практически гениальным. А он на такое замечание, как то буркнул, что "Работать надо больше". Вытянула из него потом, что все это заблуждение на его взгляд, про таланты. Что ему просто очень интересно то, чем он занимается, и он посвящает этому много больше времени, чем подавляющее большинство студентов (он и работал по профессии со второго курса).  Да, при прочих равных, конечно легче человеку более одаренному. Но если он лежит и  в потолок плюет, то никаких преимуществ эта одаренность ему не даст. 

 

Кстати, там в книге тоже есть интересный факт про IQ. Значение IQ критически важно при показателях до 120-130, при IQ более этих значений разница между достижениями не будет иметь такой катастрофической разницы. Т.е. разницу в IQ 100 и 130 будет иметь более выраженное значение, чем между 140 и 180.

Так же и в баскетболе. Рост 168 критичен для баскетбола, а вот рост 190 или 205 уже не будет иметь такого критического значения для достижения результата.

 

 

Короче, читайте :) Там много интересного. Со многим можно поспорить, но факты собраны интересные.

 

вот интересная страничка. найдете закономерность?

scrn_big_02.jpg

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Мне кажется мы все вообще ошибаемся при употреблении слова талант. То, что обычно им называют - это склонности ребенка (или взрослого), не более.

Настоящий талант - это именно та работоспособность, толкающая человека трудиться и развиваться. И вот этот-то талант, как мне кажется, и есть "вдруг" "из ниоткуда" и "дар Божий". Потому что совершенно непонятно, почему одни трудятся, а другие нет. И дело тут точно не в воспитании и генах. У ленивых (а вот лень - это гены?) родителей - ребенок-трудяга, а трудолюбивых - лодырь и нахлебник.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Способности тела закладываются при его создании,  а далее их нужно развивать и реализовывать. Если человек правильный, трудится честно, живет конструктивно, то ему будет идти всякое вспомоществование в развитии способностей,  т.к. выполняется план бытия, будут создаваться события, встречаться люди, чтобы человек развивался. А если оступился-то щелкнут по носу, постараются создать ситуации для раздумья, не исправится человек -станет тушкой, которую будут пользовать пока не спишут. Создатель великий экспериментатор и ему интересно максимальное совершенство использования инструмента. Вот как-то так.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Напомни мне, что Маша говорит.

Пол команды родилось в январе месяце. 80 процентов - зимой.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Напомни мне, что Маша говорит.

Пол команды родилось в январе месяце. 80 процентов - зимой.

Гы. Все заметили, что это юниорский клуб, и там такое часто, а вот во взрослых командах не всегда. Овечкин, Малкин, Семен Варламов - все не в кассу. Канадцы, видимо, как и москвичи,например, делают ставку на рост и массу в раннем возрасте, это не всегда дает результат. Но все это не по теме, а скорее наоборот.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Маша говорит, что мой личный опыт, полученный в детстве (полная самостоятельность), не подходит большинству. И подходить с его мерками к воспитанию потомства нерационально. Как то так :)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Гы. Все заметили, что это юниорский клуб, и там такое часто, а вот во взрослых командах не всегда. Овечкин, Малкин, Семен Варламов - все не в кассу. Канадцы, видимо, как и москвичи,например, делают ставку на рост и массу в раннем возрасте, это не всегда дает результат. Но все это не по теме, а скорее наоборот.

 

В книге как раз про то и написано. Что при кажущемся рациональным селективном отборе, преимущество получают не более одаренные, а более старшие по возрасту. В итоге образуется замкнутый круг, эдакое "само сбывающееся пророчество".

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Мне кажется мы все вообще ошибаемся при употреблении слова талант. То, что обычно им называют - это склонности ребенка (или взрослого), не более.

Настоящий талант - это именно та работоспособность, толкающая человека трудиться и развиваться. И вот этот-то талант, как мне кажется, и есть "вдруг" "из ниоткуда" и "дар Божий". Потому что совершенно непонятно, почему одни трудятся, а другие нет. И дело тут точно не в воспитании и генах. У ленивых (а вот лень - это гены?) родителей - ребенок-трудяга, а трудолюбивых - лодырь и нахлебник.

 

Тогда получается, что это только вина родителя, что он занятый собой и своими делами вовремя не заметил, не поощрил своего ребенка? Или как в случае с методиками "а-ля свободные и творческие дети", доверились не той идее?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Маша говорит, что мой личный опыт, полученный в детстве (полная самостоятельность), не подходит большинству. И подходить с его мерками к воспитанию потомства нерационально. Как то так :)

О, Маша молодец. )

Я думаю, что эффект Моцарта  никто не отменял.

Есть прекрасная книжка называется "Возвышенное и земное" Дэвид Вейс.

Там рассказано, как именно его отец, Леопольд Моцарт, каждый шаг поддерживал. От того момента, как Вольфи начал брать терции, до момента, как начал писать симфонии.

Я вижу очень много однозначной, принимающей, выдающейся родительской поддержки в большинстве современных "гениев". Либо, если это касается профессий, где зрелость наступает поздно, с возрастом, например, актерство, поддержки учителя. Как есть Мастерская Петра Фоменко, или Табакерка, так и есть те, кто там вырос.

Наставничество не зря у Стругацких, например, в культ возведено.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Книжку почитаю, спасибо)

 

Короче, на пр мере Моцарта опять же видно, что родители первоисточник :D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Почему "вина родителя", мне кажется родители тут вообще вторичны. То есть они важны, но их влияние не первостепенно. Главное как раз иметь в себе ген трудяги . Будет ребенок работать - родители (наставники) подключатся и помогут. А как бы родители не поддерживали и не подбадривали, если ребёнок не хочет трудиться - хрен (пардон) что из этого получится.

То есть получается гениальность - это смесь труда и поддержки.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Нет, любовь к труду можно и нужно по-моему воспитывать, в отличие от организации коры больших полушарий, отвечающих за музыкальность, или за успехи в спорте, или еще за математические способности.

Но, конечно, легче сказать, что есть ген трудолюбивости. Как у японцев, и ген раздолбайства, как у русских. Но это не так.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Тут еще большая  проблема в том, что родители трезво оценить своего ребенка не всегда могут. Был у нас мальчик в команде, всем было видно, что не игрок, но папа верил и столько убил на это денег-времени, которое на что-то более перспективное можно было пустить, помнится, мальчика очень хвалили в музыкальной школе, переехали в Москву, ребенка отдали в интернат по блату, ну видимо, там тренера папе окончательно раскрыли глаза, и мальчик учится в приличной школе, нагоняет упущенное,  мальчику нравится, папа грустит.

Другой мальчик, средний игрок, тренер твердил родителям, что ничего не выйдет из вашего мальчика, но мама показала его тренеру из более перспективной команды и мальчик играет в первенстве Москвы.

Это я к тому, что родители важны, но в  самом начале, на них лежит ответственность за выбор, дети противостоять родителям не могут, и убедить ребенка, что ему нужны танцы, а не мольберт, в раннем возрасте, любому взрослому по силам.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Это я к тому, что родители важны, но в  самом начале, на них лежит ответственность за выбор, дети противостоять родителям не могут, и убедить ребенка, что ему нужны танцы, а не мольберт, в раннем возрасте, любому взрослому по силам.

Совершенно верно, поэтому после создания тела задача родителя распознать зачатки навыков заложенные в тело, и начать подготовку к их развитию, создавая ребенку условия, когда у него появляется интерес к определенному виду деятельности. Т.е. родителям нужно провести работу по определению потенциала заложенного в тело, и сделать это нужно как можно раньше, в идеале еще на этапе создания тела))).

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Тут еще большая  проблема в том, что родители трезво оценить своего ребенка не всегда могут. Был у нас мальчик в команде, всем было видно, что не игрок, но папа верил и столько убил на это денег-времени, которое на что-то более перспективное можно было пустить, помнится, мальчика очень хвалили в музыкальной школе, переехали в Москву, ребенка отдали в интернат по блату, ну видимо, там тренера папе окончательно раскрыли глаза, и мальчик учится в приличной школе, нагоняет упущенное,  мальчику нравится, папа грустит.

 

Это не единичный пример, к сожалению.

На теннис с дочерью и сейчас ходит девочка, которую очень хвалят в музыкальной школе, но дедушка считает, что только теннис ей нужен. Хотя я не вижу в ней желания и тренироваться ей не нравится.

И именно случаев когда детям не нравится, а родители заставляют, очень много. Если  9-ти летний мальчик из часовой тренировки 40 минут плачет, наверное, надо сменить вид деятельности. Не говоря уже о таких случаях, когда детей из школы отчисляют, а родители поднимают связи, обивают пороги, но в школу обратно запихивают. Зачем только, не понятно.

 

Про "один тренер сказал", это частая история. Это как с врачами, не нравится диагноз, спроси еще у трех :D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

тоже не верю в ген "Трудяги". Секрет, наверное, как раз в том, чтобы распознать то что ребенку нравится (а не родителю), к чему он предрасположен и тогда именно в этой области он будет "трудяга".

Арина у меня очень ленивая девочка. Читать заставляю (хотя сейчас прогресс наметился "Оказывается читать, это не так уж и скучно"(с) :)  ), домашнюю работу терпеть не может, йога со стонами. Но на тренировке всегда пашет и всегда счастливая пока не устанет)) И по ее словам, лучше бы она в три раза больше на корте работала, чем йогой :D

 

 

Потом, есть еще такой момент, что родители не считают к примеру деятельность, которая нравится ребенку перспективной в будущем и ориентируют его на другое. Сопротивляются тем занятиям, который предпочитает ребенок. А в итоге, нереально предугадать какая профессия будет востребована через 15-20 лет. И чаще всего родители не правы. Кто мог подумать 20 лет назад, что будет огромный спрос на IT-шников. И в фаворе оказались те мальчишки, которые на коленях железки собирали, какие-то коды ковыряли днями и ночами. Не слушая родительское "лучше бы книжки читал".

 

Короче, надо найти ту деятельность, в которой ребенок "пашет" и без наших понуканий. И расслабиться :)  Расслабиться вовремя, я считаю, самое важное в родительском деле :D

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Короче, надо найти ту деятельность, в которой ребенок "пашет" и без наших понуканий. И расслабиться

не все так просто...

Саша у меня, по словам всех педагогов, крайне музыкальная и я вижу, что ей без музыки не житье. может часами сочинять, импровизировать, поет не замолкая, схватывает на лету... НО! как только заходит речь о том, чтобы отработать аппликатуру или штрихи в сложной пьессе - могут быть и сопли-слезы, и отказ, и "кто вообще придумал это дебильное фортепиано!?"

 

Приходится продавливать. С уговорами, скандалами...

 

зато, когда все отработано, столько радости и восторга от собственной офигенности! и запал на некоторое время. Но потом все по новой.

 

Не расслабишься, короче...

 

ну или пока не настало то время. жду.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Марин, а что книжки говорят по поводу того, с какого момента считать талант успешно развитым?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 Меряют талант по разному :) Что-то нобелевскими премиями, что-то первыми местами, что-то заработками, что-то количеством поступивших в колледж.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Приходится продавливать. С уговорами, скандалами...

 

зато, когда все отработано, столько радости и восторга от собственной офигенности! и запал на некоторое время. Но потом все по новой.

 

Не расслабишься, короче...

 

ну или пока не настало то время. жду.

 

Не без этого, конечно. Про "расслабиться" я имела в виду навязывание выбора.

 

Наша тоже, выбрала теннис, а к теннису прилагается йога (связано с ее физическими особенностями). Так йога только с боем.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

 

Меряют талант по разному :) Что-то нобелевскими премиями, что-то первыми местами, что-то заработками, что-то количеством поступивших в колледж.

 

То-то и оно, что на одного нобелевского лауреата приходится много тысяч собирающих бутылки, а на школьных олимпиадах они все были лучшими.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Примеры, по крайней мере, там в основном выдающиеся. Кроме учеников системы KIPP, где конкретно ставиться цель, поступление в колледж по государственной стипендии из бедных районов. Попадают в эту школу, кстати, по лотерее.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

как раз текст вконтакте "на злобу дня"

 

"Творчество бездуховно"

Я часто наблюдаю, как совсем безобидные детские увлечения натыкаются на непонятное противодействие со стороны родителей.

Родители моей подруги рвали и уничтожали её рисунки, в её отсутствие забрали и продали гитару: мол, дурью маешься вместо того, чтобы учиться.

У коллеги родители изымали всю литературу по программированию, уничтожали правдами и неправдами устанавливаемые на компьютер компиляторы и исходники программ. «Он же свихнётся!»

А я с младенчества увлекался электроникой. И если сначала всё было хорошо, то однажды я вернулся со школы и обнаружил, что куда-то пропало всё — детали, инструменты, паяльник, тестер и даже с таким трудом привезённый с другого конца страны осциллограф, который мне подарил родственник-радиолюбитель. Родители, как оказалось, очень боялись, что я спаяю что-нибудь не то, и их посадят.

И вот сейчас еду, а напротив меня две тётки. Одна жалуется другой на то, что сын слишком много читает; мало того, она нашла у него тетрадку, где он пишет фантастические рассказы про другие планеты. Надо, наверное, вести его к доктору…

А потом все жалуются: почему их выросших детей интересует только спиртное?

 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас